2 июня начинаются занятия на курсе «Комикс, коммерческая и книжная иллюстрация».
Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из преподавателей курса — Эль Гард
...
Художник всё пропускает через себя — сюжеты, персонажей. Если автор не живет своим героем, тот получается скучным. Как и писателю, комиксисту важно, чтобы читатель полностью погрузился в его произведение. Рисовать надо, если ты не можешь без этого жить, всё остальное придет
…
Интервью подготовила и провела Полина Сахарова, выпускник группы «Печатная журналистика» (весна 2014)
Эль Гард: «У иллюстратора и комиксиста разное мышление …»
Мы встретились с Эль Гард у неё дома. Все выходные она не выходила из-за компьютера, рисовала веселые шаржи к ближайшим праздникам. Слегка уставшая, но довольная, она сидит напротив меня, обхватив свою кружку с «выпуклой собакой», удивительно при этом похожая на кошку. Рыжие кудрявые волосы, зеленые глаза — есть в ней чего-топотустороннее, но такое притягательное и волнующее, словно она эльф, забредшая сюда из своих же комиксов. С этого вида искусства, который она и преподает в МЕДИАШКОЛЕ, мы и начали разговор.
— Эль, расскажи, пожалуйста, как ты попала в мир комикса?
— О, это очень долгий путь! Свой первый комикс нарисовала в 12-13 лет, до этого больше интересовалась иллюстрацией. Читая книги, я представляла, как выглядит тот или иной персонаж, а потом зарисовывала его. Однажды моя питерская подруга привезла комиксы «Эльф Квест», которые полностью меня захватили. Их было пять. Я затёрла все журнальчики до дыр. Жила этими персонажами, рисовала их и перерисовывала, и в конце пятого тома, понимая, что не в силах расстаться с полюбившимися героями, стала рисовать продолжение. Сейчас это называется: «додзинси» или «фанфики», но тогда я еще не знала этих названий. Персонажи продолжали жить в моей голове и в кипе набросков и раскадровок. В то время я и столкнулась с первыми вопросами: как передать историю, показать всю её глубину и завладеть вниманием читателя. Кроме того, надо было еще изучить анатомию, перспективу и ракурсы. Так же я осознала, что иллюстрации – это один вид мышления, а комиксы – совсем другой. Чтобы нарисовать связный комикс, надо чувствовать, понимать, строить сюжет, а это совсем непросто, как казалось вначале. Тогда я стала анализировать комиксы и манга: как изобразить ту или иную позу персонажа, как автор достиг такого изображения ситуации, чтобы я почувствовала её и пережила вместе с героем. Когда я училась, учебников или пособий по комиксам не было, поэтому всё познавала на собственных ошибках, провалах. Потом в моей жизни появились люди, которым тоже было интересно рисовать комиксы. Мы обменивались опытом, своими открытиями: а если это сделать вот так, а это сделать крупным планом, а здесь камера отъедет, вот тогда будет супербой; вот здесь должны располагаться баблы, а вот такой должен быть шрифт!..
— Насколько я знаю, есть разные школы комикса…
— Существует множество направлений, но самые известные и яркие три: франко-бельгийское, американское и манга. В нашей стране много художников, приверженных той или иной школе, но есть мастера, которые берут из каждой то, что им больше нравятся, соединяют в микс и создают свой авторский стиль.
— Расскажи о твоих комиксах. В каких изданиях ты публиковалась? Какие сейчас ведешь проекты?
— У меня есть мой Нью-Йоркский проект комикса «The Feud, который сейчас находится в стадии фокус-групп. Есть проект «Бабки», и он мне очень нравится. Он про одну московскую бабушку. Старушка очень веселая и вдохновляет меня каждый день на новые сюжеты. Пусть она подчас говорит очень жестко, не выбирая выражений, зато искренне — и в комиксе я это непременно отображу. При этом она не теряет своего очарованья. Для меня главное — донести разницу мышлений, конфликт поколений. Бабушку воспитала война, и она смотрит на современный мир с тех давних позиций…
Я также выпустила русско-английские книги-разговорники в комиксах, в которых две девушки путешествуют по странам и попадают в разные ситуации. Они задают вопросы на английском и получают ответы. Комиксы чем хороши? Они наглядны, а в игровой форме намного приятнее учиться и запоминать иностранные слова.
Также у меня есть проект «Фотокомикс»: комбинирование рисунка, фотографии и текста. Есть комиксы по ОБЖ для начальной школы в трех томах: «Безопасность на дороге», «Безопасность в Новый Год» и «Безопасность в лесу».
— В России перспективно быть коммерческим комиксистом?
— Это зависит от художника. Новичок часто считает, что стоит только ему начать рисовать, и заказчики будут становиться в очередь. Он сразу концентрирует усилия на зарабатывании денег, упуская из внимания, что рисовать нужно, прежде всего, для себя. Заказы и заказчики придут, если вы действительно получаете удовольствие от того, что делаете. Нет счастья в том, чтобы делать работу только за деньги. Сначала надо создать репутацию на тех комиксах, которые уже нарисованы. Сделать свое портфолио комиксиста.
— Я тебя понимаю. И все-таки многим, я думаю, интересно узнать, как быстро можно получить доход с комиксов.
— Это зависит от мастерства художника и от того, в какую струю он попадет. Можно и быстро. Дело случая и упорства автора. Художник всё пропускает через себя — сюжеты, персонажей. Если автор не живет своим героем, тот получается скучным. Как и писателю, комиксисту важно, чтобы читатель полностью погрузился в его произведение. Рисовать надо, если ты не можешь без этого жить, всё остальное придет.
-Я знаю, что ты не только комиксами занимаешься…
— Естественно. Есть еще моя Творческая Мастерская, где я учу людей рисовать. Мы организовываем выставки, выезжаем на пленэры. Проектов очень много, все связаны с рисунком, искусством и творческим развитием.
— Что тебя привлекает в преподавании?
— Мне нравится делиться со студентами своими знаниями, ощущениями и открытиями; наблюдать, как у них зажигаются глаза от того, что всё удаётся. В МедиаШколе я веду комикс-курс уже около четырех лет и получаю колоссальное удовольствие, когда у людей получается создаватьчто-то новое и открывать через свои произведения разные грани своей личности.
— Имеет ли значение уровень художественной подготовки тех, кто решил прийти к тебе учиться комиксам?
— У меня занимаются студенты самого разного уровня: от людей с классической постановкой руки и художественным образованием до новичков, которые только начали рисовать и которым интересен именно комикс. Смотря, что художник хочет изобразить. Если ему нужно создать историю с красивыми пейзажами и анатомически прописанными людьми, то здесь важен уровень художественной подготовки, но комикс можно нарисовать и кружочками. Мастерство рисования важно на 40%, всё остальное — это оригинальный сюжет, юмор, и умение «вовлечь читателя» в свои произведения.
Информации мои студенты получают много. Здесь принципиален такой момент: выполняют ли они домашнее задание, принимают ли во внимание все правила создания рисунка, которые я озвучиваю на семинарах. Среди некоторых учащихся (такие есть везде и всегда) бытует мнение, что если они пришли, заплатили деньги, им рассказали правила, то их коснулась волшебная палочка, и – оп-ля – они уже умеют рисовать. Это не так. Чтобы нарушать правила, надо, как сказал Сальвадор Дали, их знать. Например, если мы сделаем человеку локоть выше или ниже, нарушив законы анатомии, это будет ошибка. Но если мы сломаем человеческую фигуру и скажем, что так выглядит инопланетянин, то это уход от правил, но с какой-то концепцией. То есть, чтобы нарушать законы мастерства, надо их знать, и уметь обосновать своё действие.
— Какой отдачи ты ждешь от студентов?
— Выполнения домашних заданий и кропотливой работы над дипломным проектом. Мне, как и любому преподавателю, приятен серьезный подход. Одно дело, когда сам рисуешь; это уже происходит интуитивно; совсем другое — переложить свой опыт в материал с упражнениями, наглядными пособиями. И, конечно, приятно видеть плоды своих трудов, творческий рост человека, возросший уровень его мастерства.
— Что бы ты хотела изменить в своей жизни?
— Сейчас — ничего. Сегодня я счастлива. Но это не значит, что я не буду ничего делать. У меня очень много планов. Я постоянно что-нибудь придумываю, организую. Преподаю, сама постоянно обучаюсь, совершенствуюсь. У меня есть идеи новых курсов, но пока я их только разрабатываю, это секрет.
— Что ты больше всего ценишь в людях?
— Честность, открытость, доверие, радостное отношение к жизни, легкость (не путать с легкомыслием) умение любить и надежность.
— Спасибо, Эль, за интересную беседу. В заключение – твой совет будущим комиксистам
— Ребята, рисуйте и рискуйте! Ни один известный художник не рождался со знаниями перспективы и анатомии.