Владимир Седов родился в 1964 году. Живет в Москве. Учился в Московском Лесотехническом институте. Но в самом конце учебы понял, что увлечение фотографией важнее всего остального.
С тех пор фотография это и работа, и хобби. Путешествовал по просторам бывшего союза, был на Камчатке, Урале, Карелии и Кольском полуострове, на Тянь-Шане и Кавказе. Итогом стали фотовыставки о дикой природе. Но особое место в творчестве занимает городской пейзаж, которым он занимается последние 10 лет. Ночные виды города стали основным источником вдохновения. В профессиональной работе руководит фотослужбой компании «Геймленд», занимается рекламной и прикладной фотографией.
www.photodom.com/photographer/sedov
Цикл занятий Прогулки с профи по ночной Москве
Статья Владимира Седова в
От кризиса до кризиса…. или путь к цифре
Трудно сейчас найти фотографа, работающего в жанре городского пейзажа, который стороной обойдет виды ночного мегаполиса. За прошедшее десятилетие Москва радикально изменила свой облик. Особенно ярко это проявляется когда наступают сумерки и включается архитектурная подсветка. А ведь чуть больше 10 лет назад в городе было заметно темнее.
И вот в то, очень похожее на нынешнее время… 1998 год, тоже был кризис, и свободного времени, как это не грустно, стало ощутимо больше. Дабы обрести душевное спокойствие я стал устраивать длительные пешие прогулки по вечернему городу. Людей и машин становилось меньше, солнце уходило за горизонт, освещая небо бардовыми отсветами и город наполнялся искусственным светом… и я, почему то, подумал, что если бы в городе стало больше таких эффектных объектов как уже подсвеченные здания высоток, то это придало бы городу совершенно иной, визуально привлекательный, образ. Тут подумаешь, что мысль материальна … но видимо наш уважаемый мэр думал также, а ему по силам многое… и концепция города, сияющего огнями, получила самое смелое воплощение.
Немного раньше я уже экспериментировал со съемками тех объектов, что уже были подсвечены и некоторое количество материала присутствовало. Я уже сотрудничал с фирмой «Epson» на предмет демонстрации возможностей струйной фотопечати, поэтому получил предложение сделать материал о ночном городе. И что самое интересное, в городе, как нельзя кстати, стало появляться все больше и больше объектов с архитектурной подсветкой. Поскольку я использовал гибридную технологию, т.е. пленка сканировалась, а дальше обрабатывалась на компьютере и печаталась на струйном принтере, то отказаться от такого предложения было сложно.
Сочетание пленки и дальнейшей цифровой обработки и печати изображений стало для меня важным шагом на пути к цифровой фотографии. Для меня приближение цифры началось от обратного, не со съемки, а с конечного результата – готовой фотографии. Профессиональные цифровые камеры тогда уже были, но при качестве намного худшем чем у нынешних кроповых цифрозеркалок и цене как у современных цифробэков, они не представляли большого интереса. А те камеры что были доступнее были просто в младенческом состоянии своего развития. Поэтому съемка продолжилась на пленку.
Часть первая: Гибридная
Надо сказать что пленка очень благодатный материал для режимной съемки и даже искажения цвета возникавшие от смешанного освещения и длинных экспозиций придавали изображениям очень оригинальный вид. Цвета получались хоть и неестественные, но необычайно насыщенные и яркие. Достигать такого результата по цвету позволял Photoshop, чему предшествовало сканирование на барабанном сканере в режиме максимального вытягивания деталей.
Несмотря на то, что вроде фотография отчасти уже была цифровой, вес съемочного оборудования от этого не уменьшался. Тем более что съемка велась в основном на средний формат камерой Mamiya RB67, поэтому пришлось позаботиться о легком и устойчивом штативе, для чего был выбран карбоновый Gitzo 1349, который мне служит до сих пор. Я не зря сказал про устойчивый штатив, при диафрагмах 16 или 22 выдержки достигали 30 сек – 1 минуты минуты, поэтому дрожание могло привести к нерезкости. Но именно благодаря длинным экспозициям отражения в воде становились длиннее, следы проезжавших машин давали красивые линии, а люди просто исчезали из кадра.
Наиболее хорошо получались кадры в режиме когда подсветка уже включалась, но небо было еще синего цвета или подсвеченное закатным солнцем. Но в случаях когда небо становилось полностью черным можно было получить очень графичные кадры с насыщенным цветом. Поскольку в городе немало мостов, а именно они одни их первых были оформлены светом, то в купе с отражением в воде, мосты стали для меня весьма привлекательным объектом съемки. Кроме этого были сталинские высотки, Большой Театр, и потом объектов с архитектурной подсветкой становилось все больше и больше, и теперь достаточно выехать в центр города, чтобы увидеть массу интересного. Но желательно это делать в выходной день, поскольку большая часть подсветки по будням просто не включена или горит не полностью. Во многих местах подсветка гаснет в 1 – 2 часа ночи, поэтому оптимальное время для съемок от начала заката до часу ночи.
Часть вторая: Цифровая
Моя история съемок на пленку продолжалась до тех пор пока не появился Canon 1Ds Mark2. Только уровень этой камеры мог составить адекватную конкуренцию среднеформатной пленке. С этого момента процесс съемки ночного города приобрел много нового. Мобильность в смысле передвижения, хоть до места съемки я еду на машине, но по окрестностям по прежнему перемещаюсь пешком поскольку только так можно выбрать наиболее интересный ракурс. Мобильность в смысле, что то раньше на средний формат много снять за вечер было трудно успеть, порой просто пленки не было чтобы снимать всё что понравилось. Теперь же можно сделать больше вариантов. Проще справляться с цветовым балансом и с большим разбросом яркостей и в случае когда это сложно поправить на одном кадре просто делается серия кадров с разной экспозицией или в RAW конверторе делаются разные по цвету кадры из одного и потом всё это совмещается в фотошопе. Например красивые следы от машин невозможно получить даже при достаточно длительной выдержке, для чего делается последовательность кадров с устойчивого штатива, да еще желательно утяжеленного фотосумкой, и потом наиболее интересные следы от машин совмещаются в одном кадре.
Кроме этого цифра позволила намного широкоугольнее и телеобъективнее взглянуть на город, а широкоугольные объективы мои любимые. Таких фокусов как 14, 16, 18, 20мм и больше 200мм в соответствующем пересчете на средний формат практически нет, а те что есть из области где кончаются мои финансовые возможности. Правда, есть способ получить качество сопоставимое а то и лучше чем на дорогущих цифробэках, а по шумам может и сильно лучше получиться. Особенно с появлением в моем арсенале камеры Canon 5D Mark2. Для этого я использую панорамную головку и кроме того что можно получить оригинальные панорамные кадры, но и качество их будет намного выше. Для сшивки использую или PTGui 8 или Photoshop CS4.
Несмотря на то что цифра стала мобильной и намного более компактной при съемке ночного города есть масса ограничений. Например, такой камерой снимать со штатива на Красной площади и вблизи мостов нельзя, в одном случае вам потребуется разрешение ФСО, а в другом Гормоста. Хотя с рук можно, но ночью это будет весьма проблематично. Поэтому часто я снимаю мосты с большого расстояния телевиком и перспектива красивая и никто не беспокоит. Правда, когда требуется, я получаю необходимые разрешения, что называется для съемки в упор.
Очень интересными местами для съемки ночного города являются высокие точки, сталинские высотки, деловой центр Сити, жилые высотные дома. Но в большинстве случаев просто так туда не попасть, нужны также соответствующие разрешения от владельцев зданий. Хотя бывают и исключения и в городе достаточно мест, где никто вас не побеспокоит, например мост у Храма Христа Спасителя, Манежная площадь, набережные Москвы реки и обводного канала. Также очень привлекательными объектами могут быть садово-парковые ансамбли, например Царицыно, на мой взгляд, ночью теперь там намного красивее, чем днем. Серия фотографий об архитектурной подсветке усадьбы была для меня одним из интереснейших последних проектов снятых цифровой камерой. Иногда я думаю что стоит снова поснимать ночной город на пленку и возможно я обязательно сделаю это, но пока цифровая камера стала для меня главным инструментом и в профессиональной работе и в творчестве. Но как говорит фотографическая мудрость: «снимает не камера, а фотограф». Чего я всем и желаю в ваших прогулках по ночному городу.