Какую задачу ставит перед собой человек, решая потратить ещё 5-6 лет своей жизни на высшее образование? Ответ на этой вопрос дал опрос ВЦИОМ
Хорошо учиться и стать профессионалом — главная задача россиянина во время обучения в ВУЗе (59% опрошенных). Второе по важности — поиск будущей работы и установление контактов с потенциальными работодателями (34%). Третье — приобретение навыков взрослого поведения (25%). Наименьшее же значение россияне придают участию в студенческих мероприятиях и творческой реализации (16%), поиску друзей и будущего супруга (9%) и, наконец, простому веселому времяпрепровождению (6%).
Пожилые россияне наиболее склонны считать, что в ВУЗе следует, в первую очередь, хорошо учиться и стать профессионалом (66% против 55% среди молодежи). Что касается молодых, респонденты в этой группе больше других придают значение творческой самореализации (19% против 16% среди пожилых) и интересному времяпрепровождению (12% против 3% соответственно).
Главным же мотивом получения высшего образования является сегодня диплом для трудоустройства на хорошую работу (33%). Это мнение наиболее характерно для 25-34-летних респондентов (36%). На втором месте — получение специальных знаний, для того чтобы стать профессионалом (25%). Этот мотив наиболее склонны указывать россияне старше 45 лет (27-28%). Значительно реже россияне считают, что к учебе в ВУЗе люди стремятся для того, чтобы делать карьеру (12%, это мнение наиболее характерно для 18-24-летних и 35-44-летних — по 15%), расширять кругозор (10%), оказаться в культурной среде или потому, что так принято (по 6%). В меньшинстве — те, кто считает, что молодежь получает высшее образование, чтобы не служить в армии (2%).
Респонденты, проживающие в средних городах, чаще других отвеают, что к учебе в ВУЗе люди стремятся ради получения диплома (37%). Россияне, проживающие в крупных городах (население свыше 500 тыс. жителей), наиболее склонны думать, что молодые идут на учебу ради получения специальных профессиональных знаний (28%) и расширения кругозора (13%). Москвичи и петербуржцы чаще других заявляют, что целью учебы в ВУЗе является карьера (18%), а селяне наиболее склонны думать, что молодежь идет учиться только потому, что так принято (9%).
А вот в прежние времена…
В России люди традиционно стремились получить дипломы о высшем образовании. Отрицательное влияние на эту тенденцию оказывали войны и разные социальные потрясения. В начале 90-х годов ХХ века в свете известных событий наблюдался резкий отток желающих получить высшее образование. В этот период в некоторых крупных ВУЗах страны конкурс при поступлении составлял порой меньше одного человека на место. Престиж высшего образования среди россиян ощутимо пошатнулся. В ту пору многие получали самодостаточные, как казалось, «мастер-классы» и уроки «высшей школы жизни» на улицах.
С течением времени в условиях относительной стабилизации шел рост числа студентов, равно как и числа ВУЗов. В 2003 г., по данным Госкомстата России, 89% молодежи считали высшее образование необходимым для успешной карьеры.
Для сравнения, вот результаты аналогичного общероссийского опроса, проведенного 17-18 июля 2004-го года. Как и в году текущем, основными причинами, побуждающими людей получить высшее образование, были: возможность трудоустроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать профессионалом в своей области (26%). Для части россиян важно было оказаться в культурной, образованной среде (8%); выйти за рамки своего окружения, повысив свой социальный статус (9%). Немалая часть (10%) полагала, что получение высшего образование поможет миновать службу в армии. Отдельная группа россиян (15%), считала важным сами знания и расширение кругозора.
Эх, молодёжь…
Мужчины, как правило, более заинтересованы в карьерном росте, женщины — в том, чтобы стать хорошим профессионалом. Молодежь чаще других групп ориентирована на карьеру. Чем моложе респонденты, тем чаще они увязывают получение высшего образования с возможностью избежать службы в армии.
Респонденты с высшим образованием, а также с более высокими материальными доходами наиболее прагматичны. Они чаще связывают стремление получить образование с интересами трудоустройства и карьеры. Чем ниже уровень образования респондентов, тем чаще они полагают, что люди устремляются в ВУЗы, потому что «так принято».
Из двух опросов с разницей в пять с лишним лет видно, что тройка основополагающих мотивов поступления в ВУЗ не изменилась. Люди идут за знаниями и на приманку для работодателей. И лишь карьерная цель стала наименее выраженной по сравнению с 2004-м годом.
Но, если вам дали хорошее образование, это еще не значит, что вы его получили. То же самое применимо к текущему экономическому кризису. Нам преподали множество хороших уроков, но это ещё не значит, что мы эти уроки хорошо усвоили. Именно в такое непростое время люди все чаще задумываются о своих навыках и умениях, и, вместе с тем, о своей объективной «рыночной стоимости». Радует тот факт, что большинство людей хотят получить в ВУЗе именно профессиональные знания и умения. Ведь как раз передача знаний, а не формирование молодых семей или развлечение молодежи в группах по интересам является главной задачей высшего учебного заведения.
Автор: Александр Лелюхин, АиФ. Источник: http://www.aif.ru/money/article/32342