В мае этого года выпускникам Mediaшколы в Заполярье, работавшим в пресс-центре на международном турнире по кёрлингу, удалось еще и попасть на закрытый показ документального фильма канадского режиссера Франсуа Жакоба «На никелевой луне». Наверное, не нужно объяснять подробно, что тема Норильска в СМИ до сих пор грешит бросками то в чернушный мрак, то в слишком уж высокую поэтику о мужестве и славе. Что увидели коренные норильчане такого же противоречивого подросткового возраста в этой достаточно сложной картине, снятой человеком не то чтобы совсем со стороны (он провел в городе немало времени, подружился со многими своими героями, но и пережил не самые приятные моменты), а все-таки приезжего? Об этом захотела рассказать Татьяна Карпова, и вот что она думает…

 

«На никелевой луне» — фильм, снятый о далеком северном городе Норильске, сюжет включает в себя рассказы жителей этого города, людей разных судеб, профессий и взглядов. 

История Норильска началась в 1921 году, когда русский исследователь Николай Урванцев организовал экспедицию на Таймыр и обнаружил на этой территории богатейшие месторождения руд и металлов. Но потом в процессе cталинских репрессий сюда ссылали неугодных правителю людей, так называемых «врагов народа». И только в 1935 году здесь же началось строительство горно-металлургического комбината и самого города. Возможно, Норильск бы и не существовал, если бы не силы тех самых заключенных печально известного лагеря Норильлаг. 

Один из главных героев фильма — старик прошедший Великую Отечественную войну, побывавший в плену у немцев и после этого названный американским шпионом. Этого человека сослали в Норильск, где он вынужден был отбывать наказание. Несколько лет ему пришлось трудиться в жесточайших условиях крайнего севера, строя железную дорогу Норильск — Дудинка. После смерти Сталина Норильлаг был ликвидирован, а большинство узников оправданы. Хоть герой фильма и избавился от ложного обвинения, но город покинуть так и не смог, слишком сильно привык к этому месту, слишком много воспоминаний осталось на таймырской земле. 

Основная масса населения города — рабочие комбината «Норникель», многие даже считают, что комбинат — основа существования этого места. Еще один герой фильма — шахтер, проработавший под землей 28 лет. Большая часть его жизни прошла в Норильске, и каждый день, спускаясь в шахту, он рисковал. Его дети давно выросли, у них вроде все хорошо, живут далеко — на материке. Но, как и многие за долгие годы здесь, этот герой слишком привык к городу и уже не хочет никуда переезжать, пронизывающий холод стал родным, слишком трудно теперь с ним расстаться. 

Молодая часть жителей же, наоборот, спешит скорее окончить школу и вырваться на свободу в крупные города — Питер, Москву, Красноярск, другие столицы. Они считают город клеткой, из которой очень сложно найти выход. «Ничего не видишь, кроме снега, панельных домов и завода», «Живем здесь, как в клетке, ощущение, будто на Луне находишься», — так говорят юные участники фильма, компания трех друзей и девушка-бунтарка, сравнивающая свою жизнь в Норильске с романом Оруэлла «1984». 

Пожалуй, самая известная героиня фильма — главный режиссер Норильского Заполярного театра драмы имени Владимира Маяковского — Анна Бабанова. Женщина приехала в этот город много лет назад, и поначалу он шокировал творческую личность. «Я никогда не видела, чтобы совсем не было деревьев, у меня было такое ощущение, что нахожусь в ужасном кратере после извержения вулкана». Зато спектакли в таком месте рождаются особенные, создается атмосфера тепла и уюта среди беспросветной тьмы и холода. 

Для каждого Норильск открывается по-своему... Для кого-то он волнующий и романтичный, эти холода и пустота заманивают, а потом не хотят отпускать, кому-то, напротив, этот город кажется пугающим и отталкивающим. И однозначное впечатление никак не получается составить. Именно поэтому режиссер Франсуа Жакоб в своем фильме сталкивает разные точки зрения жителей одного и того же города, их восприятие этого места. Это как картинка заяц-утка — кто-то видит зайца, кто-то — утку, а кто-то вообще ничего не замечает. Но точно одно — историями людей разных поколений и мнений картина «На никелевой луне» заставляет задуматься о проблемах выбора, памяти, сохранения истории и истинной любви к своей малой родине.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники